Традиционно считается, что история Лавры началась с подземелья, выросшего со временем в лабиринт Дальних пещер. По словам летописной «Повести временных лет», сначала на месте будущего монастыря, в большом лесу, ископал «двусаженную пещерку», т.е. подземелье длиной н 4 м, священник Иларион — служитель храма Свв. апостолов в близлежащем селе Берестове, при загородной резиденции киевского князя. Свою пещеру св. Иларион, «благочестивый муж, книжник и постник», посещал для тайной молитвы. Выбор священником пещеры как места для молитв имел, вероятно, две причины. Книжник и постник, Иларион не мог не вызвать расположения князя, радевшего об укреплении христианской веры на Руси. Это доказывает дальнейшая судьба подвижника - избрание по рекомендации князя на митрополичий престол. Как постник, св. Иларион, наверное, много молился и не хотел, чтобы это было замечено и привлекло новые похвалы. К тому же, без сугубой молитвы и скромности подвижник не сохранил бы духовного равновесия в лучах славы мира сего. Пример молитвенного уединения в пещерах св. Иларион, как книжник, мог взять из «Житии» подвижников Византии, от которой Русь приняла веру Христову.
Подземелья издавна служили для жилья, хозяйства, погребения, молитвы, которую здесь легче творить без рассеяния ума. Вначале люди использовали природные пещеры — готовые убежища, неразрушимые голыми руками. Позже начали создавать рукотворные подземелья, что бывало проще и надежнее наземного строительства. Сводя заботу о жилье к минимуму, в пещерах селилось немало монахов из христиан. Подземелье было для них также символом ограниченности земного мира, смерти для мирской жизни, напоминанием событий христианской истории, связанных с пещерами. Ведь в пещерах укрывались от недругов праведники и пророки Ветхого Завета, совершились Рождество и Воскресение Христово, подземелья часто становились местом общей молитвы и погребения христиан первых веков.
Пещерножительство прп. Антония и первых его сподвижников.
Под 1051 г. «Повесть» сообщает о возведении св. Илариона в сан митрополита Киевского. Пещера у Берестова опустела, но вскоре в ней поселился прп. Антоний — русич из города Любеча и постриженник одной из обителей Святой Горы Афон в Греции. Он пришел в Киев по велению своего духовного отца: «Возвращайся обратно на Русь... Ибо твоими трудами многие станут потом черноризцами!» В Киеве прп. Антоний «ходил по монастырям, но по Промыслу Божию покидал их», затем «начал скитаться по дебрям и по горам, присматривая, где Бог укажет ему пристанище», и нашел пещеру св. Илариона.
Полагают, что до прп. Антония монастыри на Руси, недавно принявшей христианство, основывали лишь знатные люди, как лучше понимающие новую веру, и только вблизи своих жилищ, а заселяли иноки, пришедшие из Византии, духовенство которой совершало крещение русичей. Не византиец, а русич, пройдя великую школу Афона и выбрав жилье вблизи не палат, а хижин, столь суровое, как пещера, прп. Антоний должен был ярким личным примером аскетической борьбы за духовное трезвение и молитвенное горение сердца открыть простым соплеменникам новые глубины христианства.
«И остался там жить, славословя Бога, питаясь высохшим хлебом, и то через день, и воды принимая в меру, копая пещеру и не давая себе покоя ночью и днем», — говорит далее «Повесть». Копал пещеру он, вероятно, для аскетического утруждения плоти. Но «Киево-Печерский Патерик» не раз отмечает дар прозорливости прп. Антония , а значит копать пещеру подвижник мог и в ожидании прихода учеников. «Повесть» продолжает: «О нем узнали добрые люди и начали его посещать, и приносили ему, в чем имелась нужда... Приходя к нему, у него просили благословение». Когда братии было двенадцать — по данным «Повести», или пятнадцать — по «Житию», прп. Антоний, стремясь к уединению, назначил настоятелем прп. Варлаама и ископал себе невдалеке отдельную пещеру, где почил через много лет. «Житие» уточняет, что перед переселением прп. Антоний «затворился в одной из пещерных келий».
Согласно обоим источникам, позже прп. Варлаам поставил над первой пещерой малый наземный храм. Называя его Успенским, «Повесть» добавляет, что настоятель взял благословение на постройку у прп. Антония, молвив: «Отче! Братии больше, и мы не можем вместиться в пещере». К трудам прп. Варлаама «Повесть» относит и возведение над первой пещерой наземного монастыря с новой церковью. «Житие» приписывает это строительство прп. Феодосию, преемнику прп. Варлаама: «Он видел, что данное место [пещера] невзрачно и тесно, и терпит скудость во всем, и количество братии умножается, и церковь уже мала». «Житие» приводит и дату события — 1062 г. Кто бы ни был строителем, оба источника говорят, что после прп. Варлаама, которого князь взял в настоятели своего городского монастыря, прп. Феодосий ввел в Печерской обители общежительный устав и продолжил дело духовного воспитания иноков.
Затворничество и погребение прп. Феодосия в Дальних пещерах.
Руководя наземным монастырем, прп. Феодосий раз в год затворялся в первой пещере на сорок дней Великого поста. Упомянув об этом, «Повесть» добавляет: «Взявши немного хлеба, и уединялся в пещере, и затворял пещерные двери, и засыпал их землею, и ни с кем не общался. Если было крайне необходимо, он отвечал через маленькое окошко в субботу или по воскресеньям». А «Житие» — «И много скорбей и видений посылали ему злые духи н этой пещере, а еще наносили ему раны. Подобное также написано и о пятом и великом Антонии [Египетском] , который ему и явился, и повелел дерзать, и незримо послал ему помощь с небес, чтобы их одолеть». Великим постом 1074 г. прп. Феодосию было открыто свыше в пещере о приближении кончины. Выйдя из затвора, подвижник заболел, а после Пасхи почил, завещав похоронить себя в той же пещере, что братия и исполнила. Оба события описаны и в «Повести» и «Житии». Пещеры остаются местом погребения усопших.
В год 1073-1078 гг. «Повесть» говорит о возведении для обители каменной церкви. Согласно «Житию», храм построили на расстоянии от прежней усадьбы монастыря. По окончании стройки братия поселилась вокруг новой церкви, оставив немногих на старом месте, «чтобы и там каждый день совершалась Святая Литургия» и «чтобы, согласно обычаю, погребать там почившую братию».
Год 1091 г. «Повесть» описывает обретение мощей прп. Феодосия в пещерах: Игумен и черноризцы посоветовались и сказали: “Нехорошо это, что наш отец Феодосий лежит вне церкви и монастыря: ведь именно им основана церковь и собраны черноризцы”. И после совета решили устроить гробницу... Игумен явился ко мне и сказал: “Побываем в пещере у Феодосия!” И пошли мы с игуменом тайно от всех, и вычислили, где копать... А затем игумен мне молвил: “Смотри, никому из братии ничего не рассказывай, чтобы никто об этом не знал. Но возьми, кого сочтешь нужным, в помощь себе”. В тот день я сделал рогалия для копа-ния, и во вторник вечером, в сумерках, взял с собою второго брата, чего никто не узнал. Достигнув пещеры и совершив псалмопение, я начал копать. Когда утомился, вызвал другого брата. И раскапывали до полуночи, и устали, но не могли докопаться. Я загрустил: “А вдруг мы копаем мимо?” И взял заснуп, и начал копать усерднее. Мой друг отдыхал у пещеры. И сказал мне: “Ударили в било!” В этот момент я пробился к мощам Феодосиевым... Послали сказать игумену: “Приди, чтобы взять их”. И игумен явился, ведя двух братьев. Я раскопал поглубже. Мы влезли и осмотрели мощи, лежавшие здесь. Суставы у них не распались, а волосы на голове присохли. Затем, положив на мантию, вынесли из пещеры. А на следующий день собрались епископы... А также игумены каждого монастыря, пришедшие с черноризцами, и благоверный люд. И взяли мощи Феодосиевы, и перенесли при свечах и курении фимиама, и положили в церкви. При своем составлении «Повесть» прошла через руки не одного редактора, но самым известным из них является инок Лавры прп. Нестор Летописец, которого многие и считают подвижником, обретшим мощи прп. Феодосия.
Дальние пещеры в XII — начале XVII вв.
Год 1156 Ипатьевская летопись извещает о кончине в Лавре и погребении «в Феодосиевой пещере» свт. Нифонта, епископа Новгородского. Следующее упоминание о мощах свт. Нифонта видим уже на плане Ближних пещер 1744 г. Археологическое исследование Дальних пещер в 1968 г. показало, что в XII- XVII вв. они оставались местом погребения усопших. Здесь выявили погребальные помещения двух типов: крипты — пустоты камерного вида, и локулы — ниши для положения одного тела, в большинстве перпендикулярные коридорам, реже параллельные. Много поведала крипта с двумя лежанками вдоль боковых стен. На одной из лежанок и в ровике в анатомическом порядке лежали костные останки двух человек. По сложению рук поперек живота оба погребения отнесли к ХII –ХIII вв. На них лежали другие кости, заполняя крипту доверху, большинство в хаотическом порядке. Останки 121 человека. Более 80% черепов принадлежали людям, жившим до монгольского вторжения первой половины XIII в. В верхнем слое костей была чешская монета рубежа ХIV-ХV вв. На ряде черепов нашли заросшие следы ударов холодного оружия — возможно, свидетельство ратных дел в годы молодости, до принятия пострига. В связи с этим вспоминаются два примера среди подвижников, чьи мощи лежат в Дальних пещерах в деревянных раках: прп. Феодор, князь Острожский, и прп. Тит Воин. Первый жил на стыке ХIV-ХV вв. Воинская доблесть прп. Феодора воспета в хрониках. В конце земной жизни он, согласно рукописям Лавры, стал печерским иноком Феодосием. А на могиле прп. Тита была надпись, дошедшая до нас в копии рубежа ХVII-ХVIII вв.: «Пр(е)п(о)д(о)бный Тит воин, бывши на брани поражен бе во главу оружием, едва не смертне, и сего ради остави воинствование, мало нечто возмог, прииде в монастырь Печерский и, принят быв от ту живущих преподобных от(е)ц, облечеся в чин иноческий и доблественно подвизався».
Цвет некоторых костей отличался, что говорило о прежнем их пребывании в иных грунтовых условиях и последующем перенесении в описываемую усыпальницу. На одном из черепов читались следы от попадания заступом, возможно, при откапывании изначального погребения. Перенесение этих останков вызвано, вероятно, необходимостью освобождения первичных усыпальниц для тел других почивших. Здесь видно подражание одной из древних погребальных традиций православных монастырей Греции и Ближнего Востока. Два черепа принадлежали детям 13-14 лет, четыре — 10-12. Эти отроки могли быть канонархами Лавры, как и почивающие в Дальних пещерах мощами прпп. Геронтий с Леонтием. К окрестным жителям, убитым при вражеских нашествиях, относятся, вероятно, найденные в усыпальнице два обломка черепов новорожденных и череп молодой женщины. Данное мнение согласуется с устным преданием о Ближних пещерах, где план 1744 г. отмечает: «Кости простых людей положены по разорении Киева царем Батыем [в 1240] ». Под 1482 г. Софийская Вторая летопись гласит, что крымский хан «взя Киев, вся люди в полон поведе и... Печерскую ц(е)рк(о)вь и монастыр розграбил, а инии бежали в Печеру и задохшас(ь)». В 1968 г. в Дальних пещерах исследован также заполненный костями 10-метровый ход, заложенный кирпичом ХVII-ХVIII вв.
Дальние пещеры в XVII- XIX вв.
В 1638 г. Лавра напечатала свое опиcание «Тератургима», составленное иноком Афанасием Кальнофойким, с планами Ближних и Дальних пещер. В Дальних пещерах указаны коридоры, ниши с мощами и три подземных храма. Об одних мощах экспликация сообщает: «Лежит тело монаха (имя)». О других — Кости святого монаха (имя)». Некоторые места упокоения мощей имели особенности: «Святой отец Вениамин лежит в осмоленной колоде». Независимо от степени сохранности, всем мощам о. Афанасий воздает равную честь как сосудам благодати. В целом план отмечает мощи более 30 святых. Ни один из этих святых, в отличие от упомянутых о. Афанасием в экспликации плана Ближних пещер, не имел жизнеописания в древнем тексте «Киево-Печерского Патерика» — главной книги о подвижниках Лавры. Ближние пещеры, где еще по описаниям XVI в. лежали мощи многих известных из «Патерика» святых и куда было ближе идти паломникам от главного храма Лавры — каменного Успенского собора. Так как святые, чьи мощи «Тератургима» указала в Дальних пещерах, не упомянуты в древнем тексте «Патерика» и время земной жизни большинства из них неизвестно, но подвиги некоторых отнесены в более поздних источниках к ХIV-ХV вв., — архиепископ Филарет (Гумилевский, 1866) предположил, что погребенные в данном лабиринте иноки жили в Лавре в основном в послемонгольскую эпоху. Вероятно, кто-то из этих подвижников трудился здесь и в XVII в. Напомним, что на плане Дальних пещер 1703 г. есть ниша, внутри которой изображена фигура почившего с нимбом, а снаружи подписано: «Мощи. Недавный».
Если «Тератургима» служила дополнением первого печатного издания «Патерика», вышедшего в 1635 г. в польском переводе, то после перехода Южной Руси, обретшей имя Украины, под протекцию православной России — в 1661 г. Лавра напечатала «Патерик» на церковнославянском языке, с новыми планами пещер, переизданными без изменений в 1678 г. В отличите от «Тератургимы», здесь, как и на всех последующих планах, ниши с мощами изображены не одинаково, а разделены на два типа: локулы и аркасолии. Вторые вытянуты вдоль коридоров и перекрыты опирающимися на тор¬цы сводами. Считается, что арка¬солии появились в пещерах Лавры в XVII в. Форму аркасолий заимствовали из римских катакомб — протяженных погребальных подземелий, где собирались на молитву и хоронили усопших первые христиане, и где к XVII в. часто бывали паломники. Если римские катакомбы с мощами первых христианских подвижников Европы становились одним из главных мест паломничества на западе континента, преимущественно для католиков, то пещеры Лавры с мощами первых христианских подвижников Руси — на востоке, преимущественно для православных.
Дальние пещеры сегодня
Глубина залегания — 15-20 метров.
Длина лабиринта без примыкающих с юга Варяжских пещер — 293 метров.
Поверхность над лабиринтом представляет собой отлогий участок склона мыса, который понижается с запада на восток к Днепру и прямо над восточным входом пещер обретает крутизну, из-за чего устье пещер с прилегающей террасой укрепили наземными постройками.
В плане лабиринт вытянут с юго-запада на северо-восток. На концах подземелья находятся пещерные церкви — одна на юго-западе, две на северо-востоке — и окружающие их коридоры. Сообщение между концами лабиринта обеспечивают два магистральных коридора, проходящих ломаными линиями параллельно друг другу.
Два входа пещер, верхний, или западный, и нижний, или восточный, расположены соответственно вверху мыса и на склоне. Оба скрыты наземными постройками: первый — Аннозачатиевской церковью ХIХ вв.; второй — в старинном привходовом здании с башенкой.
С Аннозачатиевской церкви ведет под землю долгий крутой ход с лестницей, пробитый в XVIII в. до уровня залегания остального лабиринта.
Маршрут посещения.
Вместе с коридорами, окружающими подземные церкви на разных концах лабиринта, два проложенных между ними магистральных пути образуют контур для кольцевого обхода пещер. Так было не всегда: до конца XVII в. существовал один юго-восточный магистральный путь. В отличие от северо-западного, он обходит подземные церкви стороной, зато напрямую соединяет два спуска в лабиринт. По этой причине юго-восточный магистральный путь, вместе с лестничным ходом из наземной Аннозачатиевской церкви, служит сквозной дорогой по пещерам для светских туристов. Спустившись из Аннозачатиевской церкви, светский турист проходит весь юго-восточный магистральный путь, с интерьером, типичным для большей части подземелья, и покидает лабиринт через сводчатое помещение в первом ярусе башенки на склоне Днепра. Из этого помещения посетитель попадает в южное преддверие башенки, откуда вверх по склону уходит наземная крытая галерея. Маршрут паломников более протяженный: они могут спуститься в подземелье с любой из двух сторон и, найдя близ нижнего входа ответвление от магистрального пути, ведущее к двум ближайшим пещерным церквам, — свернуть туда, чтобы обойти все храмы и большинство коридоров лабиринта. Если паломник свернул в ответвление, следуя от нижнего входа, то возвращаться на юго-восточный магистальный путь, — дабы не миновать лежащих здесь мощей, — лучше в другом месте, на юго-западном конце пещер. Сориентироваться в лабиринте помогут дежурящие там смотрители из числа братии монастыря. Коридоры лабиринта, за исключением немногих мест, закрытых для посещения, в 1826 г. вымощены чугунными плитами, в 1913 частично укреплены кирпичом, полностью оштукатурены и окрашены в цвет песчано-глинистого грунта, в котором проложены.
Церкви.
На юго-западе пещер устроен храм Благовещения Пресвятой Богородицы, на северо-востоке — храмы Рождества Христова и прп. Феодосия Печерского, первый южнее второго. Все три церкви, с теми же названиями, указаны еще на плане 1638 г. Во всех трех храмах план изображает иконостасы, которые видел и посетивший Лавру в 1654 г. архидиакон Павел Алеппский. План 1638 г. отмечает, что церковь Благовещения «святыми отцами сделана». Отличием этого храма является направление алтаря на юг. В 1852 г. интерьер церкви зарисовал шведский путешественник Карл Мазер. На рисунке виден существовавший тогда иконостас храма. Чеканенный из меди и позолоченный, он был установлен в 1808 г. Позже его сменил деревянный — как полагают, в начале XX в. Деревянный иконостас заменили в 1989-1990 гг, каменным, в стиле алтарных преград в древних церквах Византии. Первые иконы для иконостаса написали на металле, на стыке ХХ-ХХI вв. вместо них изготовили мозаичные. Еще одно отличие храма заключается в том, что все собранные здесь на сегодня мощи принадлежат святым иерархам. Это свт. Феофил Новгородский — очевидец присоединения Великого Новгорода к Москве в конце XV в.; свт. Павел, митрополит Тобольский — постриженник Лавры, почивший в ней на покое; св. сщмч. Владимир (Богоявленский 1918 г), митрополит Киевский — первый архиерей Русской Православной Церкви, принявший мученическую кончину в результате событий революции. Отметим также, что именно в коридорах, окружающих храм Благовещения, сосредоточены все известные на сегодня погребальные локулы лабиринта.
Мощи 49 святых, сопровождаемые табличками с именами и, в большинстве своем, иконами, почивают в деревянных и 2 металлических раках, а также в 13 «затворах» — древних погребальных нишах. Большинство икон — середины XIX в. Мощи в раках покрыты облачениями. В некоторых раках оставлены непокрытыми кисти рук, наглядно свидетельствующие о нетлении. У мощей прп. Игнатия архимандрита XV в. открыты обе кисти. Его рака — первая, которую видят после спуска в пещеры из Аннозачатиевского храма.