«Бугайщик», или счастливчик (воровской жаргон) - обманщик, в своем роде «интеллектуал» среди маршалов городского общества. Хорошо знавший повадки этих жуликов А. Куприн писал о них так:
«Бугайщик» работает не руками, а головой и языком. Он спекулирует на человеческой глупости, доверчивости и жадности. Самый излюбленный прием «бугайщиков» состоит вот в чем. Наметив на улице «карася», один из них идет впереди его и, как будто бы нечаянно, роняет какой-нибудь предмет - медальон, брошку, кольцо или что-нибудь в этом роде. «Карась» нагибается и поднимает этот предмет, но его тотчас хватает за руки другой «бугайщик», идущий за ним следом, и требует «честного дележа», а в противном случае угрожает «скричать городового». «Карась» волей-неволей подчиняется требованию. Тогда «бугайщик» увлекает его в «свой» полутемный трактир, где и получает с него деньгами половину стоимости брошки, причем экспертом в оценке является «сторонний», незнакомый якобы ни тому, ни другому посетитель, то есть третий «бугайщик». В конце концов, конечно, найденная драгоценность оказывается медянкой, со стеклами вместо камней».
Другой трюк газета «Киевлянин» описывала в 1892 г. так:
«Некто г-н Н. вчера утром заявил в городскую полицию о следующей мошеннической проделке, жертвой которой будто бы он сделался.
По словам г-на Н., он был в казначействе и как только вышел оттуда, заметил на тротуаре кошелек. Н. поднял его, но едва успел это сделать, как к нему подошел неизвестный человек и заявил свои права на половину находки. Пока Н. разговаривал с неизвестным, к нему подошел другой неизвестный человек и заявил, что найденный кошелек принадлежит ему и что в кошельке должны быть деньги. В кошельке, однако, денег не оказалось. Неизвестный настаивал на том, что Н. вынул из кошелька деньги и присвоил их. Н. ответил, что при нем есть деньги, но лично ему принадлежащие, и в подтверждение этого вынул из кармана бумажник, в котором, по словам Н., находилось 1200 рублей кредитными билетами. Неизвестный осмотрел бумажник, перерыл лежавшие в нем кредитные билеты и тотчас же возвратил его Н., а сам поспешно ушел.
Когда несколько времени спустя Н. заглянул в бумажник, то вместо денег нашел в нем куски простой бумаги, разрезанной в формате кредитных билетов».
Оба эти трюка, как и многие другие, киевские «бугайщики» используют и по сей день.
Источник: "Малая энциклопедия киевской старины", Анатолий Николаевич Макаров