Мазурик или марвихер


Мазурик, или «марвихер»
(воров. жаргон) - карманный вор, карманщик.
Значительная часть киевского воровского мира промышляла в церквях и монастырях. Богомолец был идеальным объектом грабежа: он несомненно имел при себе какие-то деньги, но о их сохранности не очень беспокоился, считая, что в «богоспасаемом граде Киеве» им ничто не угрожает.

Скандалы с обворованными в церквях прихожанами случались постоянно, поэтому священники советовали своей пастве, молясь, не забывать о карманах.

Газетчики писали о подвигах киевских мазуриков довольно часто, и благодаря им не трудно выяснить, где и как занимались они своим ремеслом. «На дело»,- читаем в «Киевских типах» А. Куприна, - «марвихер» никогда не идет один, а берет с собою помощника или помощницу, большею частью подругу сердца, которая называется «марвихершей».

Свечные ящики в церквях - излюбленное место, около которого эта компания являет искусство рук. «Стырить» кошелек из пальто растерявшейся в тесноте дамы - для опытного карманщика дело одной минуты. Еще быстрее передается этот кошелек в третьи, четвертые, пятые руки, так что на случай обыска «марвихер» может с легким сердцем выражать свое благородное негодование».

Большой знаток воровского мира и сам вор В. Абашин сообщал о промысле мазуриков 1870 гг. такие любопытные подробности: «На промысел они ходят партиями - в киевские монастыри и во все места, где собираются приезжие и приходящие в Киев на богомолье. Высмотрев, куда жертва кладет свой кошелек с деньгами, они сдавливают ее, а более ловкий пристраивается к карману и двумя пальцами начинает ловить рыбку в мутной воде. Очистив кошелек, кладет его обратно в карман жертвы. Странник, пощупав карман и ощущая там кошелек, спокойно продолжает молиться.

К карманщикам попадает добыча в 100 и более рублей, которые делятся на 3 или 4 души. Да кроме того всегда третья часть этого заработка отходит на сыщиков и прогнанных из полицейской службы двух хожалых Ю. и Г., которые ежедневно посещают монастыри и, стоя в дверях иногда целые всенощные, отбирают лепту у карманщиков. В противном случае грозят помешать им усердно молиться чужим карманам.

Если попадаются в карманах ценные вещи или часы, то таковые тут же продаются сыщикам за бесценок, так что вещь, стоящая десятки рублей, сбывается за два-три рубля».

Другой специфически киевской сферой деятельности карманщиков были контракты. Они длились не более месяца, но приносили богатый «улов».

Обычно полиция в это время усиливала свой контроль за криминальным миром. В первые дни в залах Контрактового дома дежурили сыщики, которые знали в лицо всех известных карманщиков, и тем не менее не проходило и дня, чтобы кого-нибудь не обворовали. Появляясь на контрактах, мазурики рисковали, но и было ради чего рисковать.

«Был у меня,- вспоминает один из персонажей криминального романа О. Шалацкой, - удачливый случай на контрактах. Остался я без копейки денег. День не ем, другой, тошно стало. Пошел я на контракты, авось клюнет что-нибудь. Хожу, смотрю, толкаюсь между народом. Идет навстречу барин пожилых лет с дамой, я за ними следую издали. Барышня что-то купила, а он начал расплачиваться. Бумажник, гляжу, туго набитый, и спрятал он его в боковой карман, только не сюртука, а шубы. Поворотили они к выходу. Я за ними побежал вперед. Я за народом прямо барину навстречу и так ловко засунул ему руку в карман под шубу, что он не заметил. Выхватил бумажник, да скорей давай Бог ноги. Прибежал в пустую усадьбу, развернул, а там три сотни радужными с мелочью. Я сейчас в трактир. Водой, коньяку себе заказал. Уж я пил, уж я ел... Не житье, а масленица пошла».

Карманщики имели собственный условный язык. Часы назывались у них «стукалами», сапоги - «коньками», галстук - «гудком», панталоны - «шкарами», городовой - «барбосом» и т. д.

Своему искусству они учились, как утверждал в 1869 г. Ст. Мизецкий, в импровизированных школах, например, в полицейских участках, «куда мазуриков, сделавшихся известными полиции, собирают на ночь, запирая в сибирках с целью предупреждения и пресечения преступлений.

Кроме того, они имеют свидания в квартирах и разных оврагах и трущобах, коими так богат наш город. И при этих собраниях побывавшие в высшей школе-тюрьме - преподают новичкам теоретические и практические наставления».
Существовали также «воровские семьи», куда опытные мазурики завлекали с улицы смышленых бездомных подростков, обучали их искусству хищения и заставляли потом несколько лет отрабатывать «за науку».


Источник: "Малая энциклопедия киевской старины", Анатолий Николаевич Макаров