В парке на Владимирской горке разместился монументальный памятник крестителю Руси князю Владимиру. В руках он держит символы крестителя, защитника и властителя Руси - в правой руке князя крест, в левой, он держит княжескую шапку. Фигура князя Владимира установлена на постамент, который своими очертаниями напоминает часовню. Изготовлен постамент из кирпича, облицованного чугуном. Барельеф, которым украшен пьедестал, принадлежит скульптору Владимиру Демут-Малиновскому. На нем он изобразил не только символы архангела Михаила, являющегося покровителем города, но и сцены крещения жителей города, а также постамент украшен символами просвещения оружием и факелом, крестами и звездами и символами плодородия. Покровитель Киева Архистратиг Михаил изображен и на гербе Киева.
Итак, в 1830-х годах Владимирской называют одну из новых главных улиц; имя св. Владимира получает новооснованный университет. А вскоре в окружении киевского генерал-губернатора Дмитрия Бибикова возникает еще более яркая пиар-идея: поставить памятник князю Владимиру на пустой высокой горе над новым центром города — Крещатиком.
Скоро сказка задумывается, да не скоро воплощается. Только в конце 1840-х годов в Киев был прислан проект памятника князю Владимиру, утвержденный императором. А ко времени его окончательной установки в городе уже не было ни губернатора Бибикова, ни его окружения, «заказывавшего» монумент. Причиной такой отсрочки стал неслыханный скандал, связанный с этим сооружением.
Ведь до памятника Владимиру в «матери городов русских» монументов-статуй не было. Это в Петербурге давно стоял «Медный всадник» и даже обнаженные изваяния Летнего сада, это в Москве уже появился памятник Минину и Пожарскому. А в Киеве подобные творения многим еще казались кощунственными. Киевляне считали планируемое воздвижение статуи установкой идола — и кому? святому, сбросившему идолов! Митрополит Киевский свт. Филарет (Амфитеатров) в своем обращении к царю утверждал, что затея генерал-губернатора Бибикова противоречит древним установлениям Церкви, ссылался на отсутствие чина освящения памятников. А авторитет святителя в Киеве и во всей империи был огромный.
После нескольких лет противостояния ни одна из сторон не уступила. И хотя памятник князю Владимиру в 1853 году возвели, но никто из иереев и архиереев так и не освящал монумент. Впрочем, разнообразные молебны у памятника очень скоро стали постоянной традицией.
В 1890-х годах с распространением электричества киевские садоводы и предприниматели осуществили одну из интереснейших иллюминационных идей. На кресте памятника св. Владимиру укрепили серию ламп — и теперь каждую ночь огромный крест ярко сиял в темном небе.
Это сияние стало одной из самых символичных картин булгаковской «Белой гвардии»: «Лучше всего сверкал электрический белый крест в руках громаднейшего Владимира на Владимирской горке, и был он виден далеко, и часто летом, в черной мгле, в путаных заводях и изгибах старика-реки, из ивняка, лодки видели его и находили по его свету водяной путь на Город, к его пристаням».