Андреевский спуск (узвоз) - такое имя у улицы появилось примерно в середине XVIII века, после того, как на ней по повелению Елизаветы Петровны была построена церковь Андрея Первозванного. До этого улица называлась Боричевым узвозом, а с каких пор - неизвестно.
Согласно летописям, к началу Боричева спуска причаливали послы древлян, шедшие мириться с княгиней Ольгой после убийства Игоря Рюриковича. По Боричеву спуску волокли из Детинца, киевской крепости, поверженного идола Перуна к Днепру. Можно было протащить и напрямую к реке, по спуску, который позже назвали Владимирским, но Владимиру Святославовичу, видимо, нужен был политический эффект, поэтому протащили в сторону торгово-ремесленного предместья - Подола.
Краеведы гадают о причинах чуда, которое спасло Андреевский спуск от массовой советской застройки, но главная причина, кажется, лежит на поверхности. Дело в том, что Боричев спуск стал превращаться в улицу только в начале того же XVIII века: в 1711 году по приказу первого киевского губернатора Дмитрия Голицына его расширили. До этого спуск был тропой, проехать по которой можно было только верхом. Чем-то извилистый спуск напоминает тропу и сегодня, участки вдоль дороги по лесистым склонам Замковой и Лысой горы (да-да, той самой ведьминской Лысой горы) слишком малы.
Видимо, вся эта «ущербность» и спасла застройку XIX-начала XX века: для советского стиля улица никак не годилась. Конечно, после революции улицу переименовали. В данном случае в честь рабочего-большевика Георгия Ливера, погибшего в 1918 году в бою при очередной смене власти в городе. Что интересно, историческое название было возвращено спуску еще в 1944 году. Говорят, по инициативе тогдашнего руководителя республики Никиты Сергеевича Хрущева: уж очень ему нравилась эта улица, но задевало ее обиходное название - Ливерная.
И еще одна странность этой улицы. Как и во всех городах мира, в Киеве нумерация домов идет от центра. Андреевский спуск вывернул город наизнанку и идет в обратном направлении, причем увлекая за собой еще несколько соседних улиц. В общем, Андреевская церковь, которая по нумерации расположена в конце улицы, находится в центре города, менее чем в километре от Майдана Незалежности (площади Независимости), а начало улицы лежит на Подоле - на Контрактовой площади (она, похоже, и «закрутила» нумерацию в обратном направлении).
Итак, «киевским Арбатом» (киевляне предпочитают говорить о «киевском Монмартре») Андреевский спуск делают в первую очередь сотни художников, умельцев, актеров и музыкантов, которые «оккупировали» улицу. Впрочем, ведет себя богема вполне спокойно и вежливо. (Реплика в сторону: киевляне вообще очень спокойны, на эскалаторе метро пассажиры становятся и справа, и слева: удобство десятков людей стоит вашей минуты.)
Торгуют всем, что можно принести и унести. Картины, керамика, плетенки, резьба, вышиванки, игрушки, - в общем, сувениры, «вернисаж всего» под открытым небом. К сувенирам относятся и 99% картин. А вот 1% - настоящие художники - поднимаются на ступеньку выше. В прямом смысле «на ступеньку»: на улице возникли художественные салоны. То же относится к актерам и музыкантам - самых талантливых приглашают в местные театры и рестораны.
Рядом с Андреевской церковью стоит дом № 34, в котором во время приездов в Киев жил, наверное, самый загадочный русский художник Михаил Александрович Врубель. В Киеве он писал иконы и фрески реставрируемых церквей. Возможно, после того как были отклонены эскизы росписи для Владимирского собора, и началась душевная болезнь художника. Хотя, честно говоря, единственная написанная в Киеве картина - «Девочка на фоне персидского ковра» - тоже оставляет странное впечатление.
Сегодня в этом доме расположен ресторан. Но мыслей о кощунстве он не вызывает, поскольку называется «За двумя зайцами». Да, именно здесь, на Андреевском спуске снимались многие сцены одной из лучших советских комедий. Снимался фильм на мизерный бюджет - по второй категории для показа на территории только Украинской ССР и с первоначальной озвучкой на украинском языке. Возмущенные письма в Госкино от вернувшихся из Крыма туристов открыли фильм всей стране. А перед рестораном стоит скульптурная композиция: Свирид Голохвастов (актер Олег Борисов) целует ручку Проне Прокоповне (Маргарите Криницыной). Чего-то не хватает? Ну как же: под Лысой горой и без чертовщинки - озвучка на украинском языке потерялась.
Назвать имя писателя, который жил в доме под № 13, или сами догадаетесь? Верно, кто же еще. Михаил Афанасьевич Булгаков. Тут писатель родился, а позже, когда семья уже съехала, вернулся сюда молодым врачом с первой женой Татьяной Лаппа, снимал жилье и кабинет. Снимал совсем недолго, только в 1913 году, и не написал еще ничего, кроме рецептов венерическим больным, но в этом доме, в музее писателя («Дом Турбиных» - здесь Булгаков поселил героев романа) хранится около 500 предметов, принадлежавших писателю.
Булгаков прослужил военврачом на фронте, в армии самостийной Украинской народной республики, Красной Армии и деникинских Вооруженных силах Юга России, а в 1921 году уехал в Москву, чтобы стать фельетонистом. Похоже, с чертовщиной перебор, но это было только началом Голгофы автора «Мастера и Маргариты», «Белой гвардии» и «Собачьего сердца».
Пройдя 700-метровую улицу сверху вниз (из центра к Контрактовой площади), нужно обязательно зайти в «Музей одной улицы» (№ 2Б), в котором представлена вся история Андреевского спуска в картинах, гравюрах, картах, фотографиях и артефактах - от будуаров до лавок и мастерских в натуральную величину. Можно, конечно, и в обратном порядке: сначала рассмотреть картины и фото зданий, а затем - их же в оригинале. Имейте также в виду, что всего в 100 метрах от начала спуска, на Покровской улице, находится одна из лучших школ Киева - лицей № 100.