Серж Лифарь (фр. Serge Lifar; настоящее имя Сергей Михайлович Лифарь) — балетный танцовщик, хореограф и балетмейстер, большую часть жизни работавший во Франции. Основатель Парижского университета хореографии и Университета танца. Выходец из России. В середине 1920-х годов он был ведущим солистом «Русского балета» Сергея Павловича Дягилева. С 1929 года — ведущий солист балета театра Парижской оперы, а позднее и его балетмейстер.
Серж Лифарь родился 2 апреля 1905 года, в Киеве (официальный год рождения считается 1904). Его отец — Михаил Лифарь, мать — Софья Марченко (имела казацкие корни). Его отец Михаил был чиновником Департамента водного и лесного хозяйства. У Сержа было два брата: Василий (1904—1982), Леонид (1906—1982), и сестра Евгения (1903—1968). В семье Лифарей ходили легенды об очень далеких предках — всадниках — из народа, который пришел не из сказочной ли Индии. «От этих неизвестных всадников, говорит наша семейная легенда, — вспоминал Серж, — и ведут свой род Лифари, осевшие в Запорожской Сечи».
Серж теплыми словами вспоминал позже и своего отца, который любил красивые вещи и придавал большое значение внешнему виду, форме и страдавшему от всякой фальшивой ноты и от всякой безвкусицы и неопрятности. «Я не помню случая, — писал Лифарь, — чтобы он когда-нибудь кричал на нас, своих детей, с которыми он разговаривал скорее как с младшими друзьями, чем с маленькими детьми. У него было драгоценное, редчайшее свойство: он умел уважать юность. Но воспитанием нашим мало занимался».
Очень рано, еще в шестилетнем возрасте, мальчик пережил первые эротические впечатления, оказавшиеся настолько сильными, что запечатлелись в сознании. Он простудился и был обязан выздоровлением, по его собственным словам, какому-то "детскому эросу плоти". Тогда Сережа впервые ощутил невероятную ласку женщины, возможно, нянюшки, которая склонилась над ним своим телом. Это первое эротическое переживание еще долго затмевало в сознании подростка все другие чувства к женщинам, пока не было развеяно невероятной привязанностью к Сергею Дягилеву. В жизни Лифаря не было ни одной женщины, с которой бы его связывала плотская любовь.
В возрасте шести лет Сергея отдали в школу вместе со старшим братом и через два года он надел гимназический мундир и синюю фуражку Императорской Александровской Киевской гимназии, обитателям которой Сергей запомнился тихим мальчиком с книжкой в руках. В гимназии он начал петь в хоре и так выделялся своими способностями, что получил казенную стипендию, но родители, одобряя его музыкальные успехи, всячески противились интересу сына к театру. Только в 1916 году, когда Сереже исполнилось двенадцать лет, родители отменили запрет и разрешили посещать киевский драматический театр и оперу.
Лифарь познакомился с сестрой известного в то время танцовщика Вацлава Фомича Нижинского — Брониславой Нижинской. И её балетная секция и стала для 17-летнего Сергея первым шагом к вершинам мастерства.
Серж эмигрировал в 1923 году по приглашению Брониславы Нижинской. Она пригласила в свою труппу лучших учеников. В Париже его учителями были бывший наставник Вацлава Нижинского Николай Легат и виртуозный итальянец Энрико Чекетти.
Скромный юноша в антрепризе «Русский балет» прошел путь от артиста кордебалета до первого солиста и балетмейстера. Это стало возможным в результате самоотверженного труда и фанатичной любви к танцу. После его триумфов в ролях Блудного сына в одноимённом балете Сергея Сергеевича Прокофьева, Аполлона и Ивана-Царевича в «Аполлон Мусагете» и «Жар-Птице» Игоря Федоровича Стравинского сам Дягилев сказал: «Лифарь ждёт собственного подходящего часа, чтобы стать новой легендой, самой прекрасной из легенд балета». В 1929 году российский балет за рубежом перенёс три крупных потрясения: умерли Анна Павлова и Сергей Дягилев, покинул сцену Нижинский. Тогда ярко вспыхнула звезда Лифаря.
Когда Сержу Лифарю было 24 года, умер Сергей Дягилев. 24-летнему Сержу было предложено возглавить балетную труппу «Гранд-Опера». Он стал для французского балета тем, кем в XIX веке был для русского француз Мариус Иванович Петипа. Более 30 лет отдал этому театру, был его солистом, хореографом, педагогом. Фактически он возродил французский балет, его репертуар, труппу, его школу и славу, став основоположником нового направления в балете — «неоклассицизма».
В 1939 году началась Вторая мировая война. Но не смотря на это, С. Лифарь остался в Париже, возглавил театр, создал свои лучшие спектакли, среди которых «Ромео и Джульетта», в котором сам исполнял главную партию.
В 1943 году состоялась премьера ещё одной известной работы Лифаря — «Сюиты в белом» — одной из первых совершенных попыток заинтересовать зрителей исключительно бессюжетным спектаклем.
Работа в Париже во время оккупации французское Движение Сопротивления в Лондонe обвинило Лифаря в коллаборационизме и приговорило к смертной казни. Это обвинение было сфабриковано завистниками. Во врем войны фашисты хотели привлечь Лифаря к сотрудничеству, но он уклонился от личной встречи с Гитлером, когда тот посетил дворец Гарнье, в котором находится «Гранд-Опера», а также решительно отказался передать Геббельсу из коллекции парижской Оперы портрет знаменитого немецкого композитора Рихарда Вагнера работы Огюста Ренуара (работу намеревались подарить фюреру). Серж Лифарь заявил, что эта картина, написанная французским мастером, принадлежит Франции и потому выдачи не подлежит.
Серж покинул город и в 1944-1947 годах возглавлял труппу «Новый балет Монте-Карло». После войны Национальный французский комитет по вопросам «чистки» отменил обвинение, и балетмейстер триумфально вернулся в родной театр. В 1958 году Лифарь был уволен из театра. Нина Тихонова, хорошо знавшая Лифаря, вспоминала: «Конец его случился внезапно. Вчерашнего кумира, воскресившего славу французского балета, творца хореографических спектаклей, многие из которых останутся в истории, автора двух десятков книг о балете, человека, для которого в Сорбонне была создана кафедра и благодаря которой университет принял балет в свое лоно, иностранного члена Французской Академии, — забыли буквально сразу». Его приглашали ставить спектакли в Берлине, Лондоне, Загребе, но он вынужден был отказываться, поскольку его балеты были собственностью «Гранд-Оперы».
Лифарь поставил свыше 200 балетов, многие из которых сохраняются в репертуаре театров мира. Он сыграл значительную роль в возрождении искусства балета во Франции. Воспитал одиннадцать звезд балета. В 1947 году основал в Париже Институт хореографии при Гранд-Опера, с 1955 года вёл курс истории и теории танца в Сорбонне, был ректором Университета танца, профессором Высшей школы музыки и почётным президентом Национального совета танца при ЮНЕСКО. Создал труды по истории и теории классического танца.
Серж Лифарь дружил со многими художниками, среди которых были Пабло Пикассо, Жан Кокто, Кассандр (Адольф Мурон), Марк Захарович Шагал, оформившие многие его спектакли. В своё время сотрудничество Лифарю предлагал Сальвадор Дали, однако его сюрреалистический проект декораций и костюмов к знаменитому «Икару» (с костылями вместо крыльев) был отклонён.
Когда Лифарь ушел из театра, он взялся за кисть. В 65 лет у балетмейстера проявился талант художника, хотя он и раньше на программках, афишах, записках — карандашом, помадой и гримом.
В 1972—1975 годах выставки картин Лифаря пользовались большой популярностью: Канны, Париж, Монте-Карло, Венеция. Хотя сам Серж сдержанно относился к своему увлечению. В последней автобиографической книге «Мемуары Икара» он написал: «Эти графические, почти пластические работы я посвятил своему другу Пабло Пикассо. Он был настолько любезным, что удивился, залюбовался и горячо посоветовал мне продолжать. Только я не художник, а хореограф, рисующий». Он оставил после себя более сотни оригинальных картин и рисунков. Основной сюжет — балет, движения, драматургия танца.
Наряду с художественными талантами, страстью Сержа Лифаря так же были и книги. Он собрал одну из самых интересных в Европе российских библиотек, состоявшую из старопечатных книг XVI—XIX веков. Особое место в его библиотеке занимала и «Пушкиниана», самым дорогим сокровищем которой были 10 оригиналов писем поэта к Гончаровой, редкие издания, другие пушкинские раритеты. А началось все с личного архива Сергея Дягилева, который состоял из коллекции театрального живописи и декораций и библиотеки (около 1000 наименований). Лифарь выкупил её у французского правительства за деньги, полученные за год работы в Гранд-Опера.
Сергей Михайлович на закате своих дней ностальгически вспоминал сельскую жизнь в Украине, неподалеку от Канева, в имении своего деда по матери: «Слушая народные песни и наблюдая цветастые обряды-празднования, подолгу живя в усадьбе рядом с крестьянами, я притрагивался к чистому источнику древней вековой культуры и, сам того еще не зная, вбирал в себя древнейшую правду, трепетно прикасался к живому прошлому и привыкал любить и уважать народ».
Серж Лифарь скончался 15 декабря 1986 года, в Лозанне, после тяжелой болезни. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев де Буа, недалеко от Парижа.